Простая
истина: личность формируется в процессе взаимодействия с миром. Таким образом
усваиваются нравственные критерии, которые и регулируют поведение человека в
дальнейшем. Но выстраивание отношений с окружающими происходит очень непросто.
Причем не только у ребенка, но и для многих взрослых.
С первых
дней жизни кроха наблюдает проявления разнообразных эмоций. Сначала это эмоции
мамы, адресованные ему (вот и первый опыт!). Чуть позже малыш сталкивается с
демонстрацией эмоций другими людьми (опыт за опытом!). И не только по отношению
к нему, но и друг к другу. Психологическим языком: происходит формирование
социальных чувств. С 2-3 лет начинают закладываться такие качества, как
уверенность в себе, гордость, совесть, любовь к близким. Растет самосознание –
растет и количество черт, присущих порядочному человеку. Мы выбрали пять
качеств. К этому нас подтолкнули пять реальных ситуаций. Рассмотрим каждую и
попытаемся вывести алгоритм успешного воспитания личности.
Щедрость
Мама
трехлетней Алины решила перебрать ее игрушки, чтобы несколько, уже давно
забытых дочкой, отдать в детский дом.
Алина это сделать не позволила.
- Местоимение «я» ребенок
начинает произносить к двум годам. В это же время в его лексиконе
появляется слово «мое». Наступает совершенно новый этап в психологическом
развитии. Малыш перестает говорить о себе в третьем лице. Отныне у него
формируется целостная картина самого себя, и все, что он обозначает словом
«мое», является продолжением его личности. Люди и предметы, которые входят
в личное пространство малютки, становятся его собственностью. Именно
поэтому кроха так эмоционально относится к тому, что кто-то займет его
стул, поиграет с его игрушкой или подойдет к его маме. Сейчас ему важно
знать, что он сам, а также его вещи неприкосновенны без его согласия.
Только с трех лет малыш способен играть вместе (не рядом!) с другими
детьми. Учится этому он на протяжении долгого времени.
Карапуз вбирает в себя социальные установки жизни. Он начинает соотносить
свое поведение с некими правилами, обязательными для всех. Поэтому не
лишним будет рассказывать (а лучше – показывать на своем примере), что
значит делиться. Именно вашу модель поведения ребенок видит и перенимает.
«Не
показывай пальцем – покажи собой», – сказал поэт Станислав Ежи Лец.
Демонстрируйте на личном примере, а не с помощью абстрактных образов, как нужно
себя вести по отношению к другим. Не забывайте при этом говорить, как приятно
делать подарки.
советы психолога
|
Иногда и
самые лучшие намерения оборачиваются не во благо! Для некоторых 3-5-летних
детей расстаться с игрушками – все равно что потерять часть себя. Малыши не
эгоисты – они просто очень привязаны к своим вещам: даже если ими не
пользуются, их присутствие необходимо. Это сильная эмоциональная
привязанность.
Не читайте
крохе лекции. В таком возрасте пространные речи о пожертвовании и щедрости не
имеют значения – они слишком абстрактны. Данные понятия дети осознают только
к семи-восьми годам, когда начнут мыслить более рационально. Но вы можете
заложить этому прочную базу.
- Игра «Апельсин»
Вспомните стишок из известного мультфильма «Мы делили апельсин».
Разрежьте фрукт на дольки и попросите кроху раздать их игрокам. Чижом,
ужом, ежом будут, конечно, родные. С ними и пройдет первый урок
щедрости.
- Подарок
Хорошо, если вы заведете традицию: каждую неделю делать кому-нибудь
подарок своими руками. Пусть преподносит ваши сюрпризы малыш. Постепенно
это войдет в привычку.
|
Самоуважение
Костя
слишком мягкий ребенок. Неудивительно, что он оказался под влиянием друга,
который его полностью себе подчинил. Костя беспрекословно слушался, выполнял
любые его поручения. Поначалу это не вызывало серьезных проблем. Но через
какое-то время Костя стал капризничать по утрам, отказываться от еды, не хотел
идти в детский сад, а при одном упоминании о товарище замыкался. После того как
воспитательница и родители свели общение между мальчиками к минимуму,
оказалось, что Косте просто не с кем играть. Кроме друга-командира у него
совсем нет приятелей. Возможно, это послужило причиной того, что постепенно
Костя опять начал общаться с этим мальчиком.
- Формирование гордости
начинается примерно в 2,5-3 года. Снова на первом месте местоимение «я»,
но уже в значении «я сам!» Ребенок пытается все делать самостоятельно. И
если это получается, он непременно заявляет о своем успехе родителям. Они
же чаще всего хвалят малыша автоматически, не обращая внимания, сколько
усилий приложил ребенок, дабы справиться с тем, что раньше не выходило.
Вот это серьезная ошибка.
Существует особый механизм саморазвития человека. Он еще недостаточно изучен
психологами, но точно известно, что развитие ребенка совершается прежде
всего за счет его собственных усилий. Невозможно заставить малыша делать
то, что он не хочет. Вернее, это просто не принесет желаемого результата.
Поэтому взрослые в воспитании должны опираться на механизм саморазвития.
Побуждать ребенка совершенствовать свои мысли, действия. И конечно,
искренне хвалить за хорошие поступки. Так воспитывается не только
гордость, но и совесть, долг, ответственность. Эти качества последовательно
утверждаются в сознании растущего человека с трех до двенадцати лет.
Никогда не
связывайте свою любовь к ребенку с его успехами. Вашему малышу необходима
бескорыстная любовь, чтобы преуспеть в жизни. Если человек никогда не получал
ее, он начинает угождать другим, пытаясь заставить их любить себя, преследуемый
страхом сделать что-то не так.
советы психолога
|
Мягкий,
добрый ребенок – не повод для беспокойства. Эти качества отнюдь не
недостатки. Не нужно путать доброту и слабость. Слабый – тот, кто, не владея силой
слова и убеждения, прибегает к физической силе. Он сразу пускает в ход
кулаки. Однако помочь выработать в малыше адекватную гордость родители просто
обязаны. Иначе у него неосознанно сформируется завышенная или заниженная
самооценка. Первый шаг – приучать кроху к самостоятельности. Только так могут
появиться успехи, которыми он сможет гордиться.
- Я – руководитель
В
течение одного-двух дней в неделю выступайте в роли ребенка, а он – в
роли взрослого.
Пусть он в роли папы или мамы сам попробует справиться с домашними
ситуациями.
Помните: игра – это обоюдное удовольствие. Лидер и авторитет в ней
малыш, а вы – робкий ученик. Не переступайте границ своих полномочий.
Все всерьез!
|
Сочувствие
В классе
шестилетнего Антона учится девочка, страдающая дислексией (нарушение процесса
чтения). Он нередко рассказывает маме, что ребята смеются и всячески обижают
ее. Дети считают малышку глупой и неспособной к учебе. Нередко Антон и сам
подшучивает над ней, явно понимая, что ведет себя очень плохо.
- Первым психическим образованием
специалисты считают чуткость. Это чувство представляет собой способность
воспринимать психические состояния людей. С рождения ребенок учится не
только наблюдать за поведением других, но и угадывать по выражению глаз,
лица, походке те эмоции, которые переживает человек. Уже с трех лет
необходимо развивать у малыша умение видеть, как внешне проявляется
внутреннее состояние.
С помощью чуткости закладывается основа для сочувствия – восприятия чужих
эмоций как своих собственных. Психологи убеждены, что не стоит излишне
ограждать детей от переживаний других, даже малознакомых людей.
Ребенок
научится искренне сочувствовать только тогда, когда узнает и поймет природу
возникновения того или иного эмоционального состояния у другого человека.
Идеальных
семей не бывает. Поэтому не стоит изводить себя, пытаясь создать такую для
крохи. Малыш должен понимать, что и взрослые способны переживать. Воспитание
чувств – длительный и тонкий процесс. Но без него формирование личности
затрудняется.
советы психолога
|
Как можно
научить сопереживанию? Это действительно нелегко, но пробовать нужно. Пока
ребенок сам не узнает, что такое обида, грусть, радость, удовольствие,
чувства постороннего и даже близкого человека ему не будут понятны.
Говорите о
своих эмоциях. Рассказывая о том, что вызвало у вас радость или грусть, вы
даете возможность ребенку глубже понять самого себя. И сами постепенно
перестаете быть тайной для малыша. Каждую ситуацию нужно объяснять.
В случае с
Антоном мальчику следует рассказать о таком отклонении, как дислексия.
Кстати, как он отнесется к тому, что, например, Кира Найтли и Орландо Блум –
актеры, сыгравшие в знаменитом фильме «Пираты Карибского моря», – читают
точно так же, как девочка из его класса?..
- Угадай настроение
Это упражнение тренирует чуткость. Идя по улице, дайте малышу задание
описать прохожих в нескольких словах. Пусть он постарается угадать
настроение человека по выражению лица.
|
Источник: http://www.goodparents.com.ua/
|