Того –
нельзя, это – плохо! А что делать-то?! Они же упрямые, капризные - хоть кол на
голове теши! Как быть, если они уже в три года на шею садятся?!!
Ну ясен
перец, садятся. Только нечего, беспомощные мои, на детишечек валить – они же
маленькие. Ну как они могут на такие высокие шеи сами сесть?! И кто, скажите,
может сесть мне на шею, если я этого не хочу? Нет, растерянные мои. Это не они
садятся - это мы их туда сажаем. Сажаем упорно и настойчиво, не оставляя им
выбора! «Избалованность» - наша работа. Для чего она нам – уже ясно. А вот
каким образом мы её делаем? Это просто умора!
Мы
используем БАЗИСНЫЙ ЗАКОН МОТИВАЦИИ.
К счастью,
он существует. И классно работает!
Суть и цель
любой жизни - процветать. Она не делает ничего себе во вред - иначе она не была бы жизнью. Каждую
секунду мы пополняем каталог улучшения жизни. Все действия, приносящие
удовольствия или защиту, фиксируются как ПРИЯТНЫЕ и повторяются с охотой,
становясь потребностью. Все, что не приносит улучшения, а тем паче наоборот,
приносит потерю или боль (особенно потерю свободы!) - становится опасным и
отталкивающим.
Закон
мотивации прост: ЧТО НАГРАЖДАЕШЬ, ТО И ПОЛУЧАЕШЬ. Или иначе: что поощряется
– то развивается, а что игнорируется – то исчезает. Братцы! Вы и не
представляете, какая бомба тут зарыта!
Вытекающая
аксиома: ЕСЛИ ЧТО-ТО ЕСТЬ, ОНО ЕСТЬ ПОТОМУ, ЧТО БЫЛО НАГРАЖДЕНО.
Происходит только то, что кому-то выгодно или необходимо.
Нам платили
за отсутствие продукта, и мы прекратили производство. Нам оплачивают больничные
листы, и мы любим болеть, и даже гордимся своими болезнями. (Эта хроническая
форма мазохизма заслуживает отдельной книги.)
Ваш ребенок
упрямится, капризничает? Значит, вы ухитряетесь награждать это. Он не хочет
учиться? Значит, вы поощряете неучебу, а учебу игнорируете. Он грубит?
Определённо, вы это поддерживаете. «Чушь! Ничего я не поощряю! Наоборот -
наказываю, бьюсь насмерть!» Ясен пень - вы думаете, что не поощряете. Но факт в
том, что ВЫ ДЕЛАЕТЕ ЭТО. Проблемы не возникают сами по себе!
Наш прокол,
как всегда, в недооценке личности. Малыш для нас – кукла, у которой не может
быть целей. Мы не сечём, что ему от нас нужно – и не видим, когда и чем его
поощряем.
Между тем
детёныш – не только человек, но и живое существо с активной целью ВЫЖИТЬ.
Дарвин слегка недосмотрел. Выживание зависит не от того, насколько ты
приспосабливаешься к среде – а от того, насколько ты можешь управлять средой.
Именно это качество и дало нам такой эволюционный рывок.
Малыш в этом
особенно активен. Главная его цель с момента рождения – УПРАВЛЯТЬ ОКРУЖЕНИЕМ.
Сначала – мамой, потом папой, а после и всеми прочими. Это его единственный
способ выжить. Да и вынашивать мы умеем – просто класс! В утробе человечек
натерпелся на всю оставшуюся жизнь, и нет никакой гарантии, что на воле его не
продолжат грохать так же. Так что выхода нет. Управляй – и выживание
обеспечено!
Догадываетесь,
какая самая большая награда для вашего отпрыска? ВАШЕ ВНИМАНИЕ, ВАША РЕАКЦИЯ.
Не важно, какая: беспокойство, раздражение, гнев или задабривание. Реагируете –
значит, управляемы! Первые годы малыша – активный поиск и каталогизация ваших
«кнопок». Не верите?.. Протрите глазки. Гляньте, как ваше чадо филигранно
управляет вами. Цирк ещё тот! И поразмыслите: как это у него получается?..
Формирование
основ поведения просто, как мексиканский сериал. С самого первого дня мы со
страшной активностью награждаем НЕЖЕЛАТЕЛЬНОЕ поведение - ор, писк, дикие
капризы, агрессию, неуправляемость, неуклюжесть, травмы. А нормальное поведение
в большинстве случаев не награждаем никак. Оно как бы само собой разумеется!
Эта каноническая разновидность маразма часто проявляется всю жизнь, применяется
друг к другу и к окружающим. Результаты ошеломляют постоянно и кругом, но мы
упорно не понимаем, откуда они берутся!
Братцы! Не
надо недооценивать ваше новорожденное чудо. С первого дня вы сами
демонстрируете этому коварному чудищу, на что реагируете ВСЕГДА. Методично
показываете свои слабые места - КНОПКИ, которые возбуждают ваши страхи, сшибают
крышу, вызывают трясучку, кондрашку, падучую и прочие виды столь вожделенной
предсказуемости. Понаблюдайте за собой со стороны – обхохочитесь!
Малыш хнычет
- вы не реагируете. Тогда он вопит, и вы подскакиваете. Есть! Что, если
повопить громче? Ага, орёте. Отлично! А – ещё? О, паника! Ура - вы
ПРЕДСКАЗУЕМЫ! Он грубит, и вы выходите из себя. По плану! Он упрямится, и вы
беленеете. То, что надо! Вы орёте, наказываете, даже лупите, но НЕИЗМЕННО
РЕАГИРУЕТЕ – и он неизменно выходит победителем! Боль рядом с этим – сущие
пустяки.
А вот он
жалуется - и вы, не разобравшись, сочувствуете. Он «болеет» - и вы в страхе
кидаетесь заботиться и уступать. Ага, вот вы чего боитесь! Великолепно,
контроль обеспечен! Какая, оказывается, ценная вещь – болезнь!
(Мне –
десять; морской ёрш проткнул мне коленку, и кровь течёт ярким ручьём. Я иду по
набережной – там, где больше народу. Кто заставил бы сейчас вымыть ногу – стал
бы моим кровным врагом. На побледневшем, но мужественном лице - глубочайшее
пренебрежение к опасностям. Душа ликует, фиксируя сочувственные взгляды.
Благородная, честно заслуженная гордость переливается через край. Впереди – два
лучезарных дня халявы, любви и уступок. Это же просто праздник какой-то!!!)
Заметим: вы
не оставляете человечку выбора. Он тихо играет - вы не реагируете (слава Богу,
наконец-то успокоился!). Он пытается помочь, а вы - нулем (только бы не
мешал!). Вот у него что-то ПОЛУЧИЛОСЬ, но вы разглядели только то, что он
испачкался. Ага! Придется снова лезть в лужу, иначе не достучишься. Во,
эффективная находка! А если врезать соседу совком по макушке? Йес, йес! Во как
все переполошились. «Да не буду я одевать это платье, НЕ-БУ-ДУ!» Класс! Да они
просто соревнуются, кого раньше шиза накроет!
Во, ёлка-палка,
как же жить?! Полы вымыл сам - только кивнули и критику навели. По матеше (!!!)
пятак получил – «Молодец». Будешь весь день книжку читать, никто и не подойдет.
Все хорошо, никого не отлупил – все мимо, как будто меня нет! «Ох, голова
раскалывается!..» Во, другое дело, сразу человеческое отношение!
Вот так, с
рождения и всю жизнь, мы сами «дрессируем» детей – ведемся на эпатаж и не
замечаем успехов. И обрекаем их на ту же родительскую участь.
А что же
тогда НЕ НАГРАДА?
А просто НЕРЕАГИРОВАНИЕ.
Ноль реакции. Вспомните: в сплоченных группах самым страшным наказанием был
бойкот. «Не реагировать на плач, вой, хамство, упрямство!?» Именно. Все это
действительно не стоит внимания и нервов. Стоит престать этого бояться – и оно
быстренько исчезает за ненадобностью. То, что вы можете воспринимать спокойно,
больше не управляет вами.
Поверьте:
ваш ребёнок – нормальный человек.
Эпатаж –
вовсе не черты личности, как многие боятся. Это лишь вынужденная реакция на
наши истерики и страхи. Именно на наши – с чужими родителями у него всё
прекрасно! Для чужих людей он – нормальный, уважаемый парень. Задумаемся: чужие
дети не вызывают у нас раздражения. Мы даже ставим их в пример своим! Мерзавец
он – только для нас. Так чьи это проблемы? Одной этой эврики нам когда-то
хватило, чтобы нормально перенести тяжкую замкнутость сына – и не потерять его.
Чтобы
нормально жить с детьми, достаточно быть по-хорошему неуправляемыми. Не делать
вид – а на самом деле. На самом деле не бояться их ошибок и выкрутасов.
Искренне не паниковать из-за эпатажа. Вспомните, каких учителей мы уважали
больше всего? Тех, кем нельзя было управлять. Они чхать хотели на любые
провокации, потому что не боялись «потерять авторитет» – и мы видели: личность!
Все наши вывихи разбивались об их юмор. Они не велись на лесть и имитацию
работы – ставили пары с улыбкой. Мы точно знали: у руля здесь – они. А тот, кто
у руля, тот надёжен!
Почему эти
оглоеды не хотят сами ничего делать? Можно ли сделать так, чтобы они не
создавали нам проблем? Можно. Вопрос в том, чья проблема. Она всегда
принадлежит кому-то одному. А именно тому, кому она нужнее. Скажем, его двойки.
Пока вас от этого глючит - это ВАША проблема. Ну и зачем ему решать ВАШУ
проблему?! Да и кнопка ценнейшая!
Но вот вы
дальновидно понимаете: за него жизнь не проживёшь. И решаете: ему жить – пусть
сам и разбирается. И тут, как в сказке, роли вдруг меняются. Проблема вдруг уже
не ваша – она уже его. И все завихи – насмарку! Он вам «двойку» - а вас не
бесит. Он штаны порвал – а вас не колбасит. «Э, чё за новости?! Получается, и
штаны зря порвал, и пара – чисто моя?! Блин, вот облом! Чё это с ними?..»
Моя
младшенькая Таська – врождённый спецназ по эпатажу и ядерный бронтозавр с
деспотическими наклонностями – во втором классе ставила на уши всех учителей.
Она грозно отказывалась заниматься математикой – и неизменно срывала бурные ахи
и охи. Попадало, естественно, и нам. И вот настал благословенный момент: я
въехал в ситуацию. А Таське наконец осмелились двойку вкатить: тоже прогресс!
Домой она
явилась, готовая к развёрнутым боевым действиям. «Пап, а я сегодня двойку по
матеше получила!» - и смотрит на меня разведывательно-косым глазом – обстановку
изучает. На сей раз я это оценил. Эх, и мощная растёт девка! Только энергия –
не в ту степь. Что ж, сами виноваты! Сажаю её на колени эдак нежно – а душа
тихо поёт. «Тасик. Вот, смотри: вот твоя двойка. Красивая, правда? А вот тут
можно поставить ещё одну. Будет классно! Смотри: вот тут будет стоять ещё три
кола. А тут – ещё три двойки и четыре кола. Слова тебе плохого не скажу.
Честное-пречестное! Получай, сколько хочешь. Это ТВОИ двойки. ТВОИ колы. Вот ты
с ними и живи». Я не врал – я в самом деле так решил. Челюсть чудища медленно
отпала. Потом так же медленно встала на место. Больше у Таськи никогда не было
серьёзных проблем с учёбой.
…Если малышу
плохо, помогите ему спокойно. Любите и ласкайте его – но не из страха или
жалости, а от радости! Реагируйте на то, что станет его достоинствами.
Радуйтесь приветливости и общительности. Замечайте самостоятельность и
чистоплотность. Подтверждайте честь и мужество быть собой. Особо бурно, а лучше
материально награждайте любой успех, любое достижение. Человечку должно быть
выгодно стать хорошим, и не выгодно быть плохим.
А что такое
тогда НАКАЗАНИЯ? В идеале -
просто чёткое выполнение деловых договоров. Проштрафился, ухудшил кому-то
жизнь, нарушил договор – заполучи тихо и молча, фашист, гранату: ответь,
возмести, обойдись. Рут Миншулл, написавшая полезную книгу «Чудеса за
завтраком», ставила плюсы за нормальное поведение и успехи, минусы за конфликты
и проколы, и от итога зависели карманные деньги сыновей.
Когда наша
детвора подросла, я ввёл в доме закон о порядке, и за любое нарушение порядка
назначал «наряды вне очереди». На значительную помощь детей «нанимал», каждый
лист дополнительных упражнений по учёбе награждал деньгами. И мог наблюдать,
как сквозь искривлённые контуры «кнопочного» поведения в муках вылуплялось
взаимопонимание, взаимоуважение и вкус к партнёрству – как стрекоза из своей
уродливой личинки.
Что же такое
ИЗБАЛОВАННОСТЬ? Еще один
любимый миф. Избалованный – значит просто ЗАВОСПИТАННЫЙ трусливыми родителями.
С одной стороны, детёныша во всем ограничивают – и принуждают стать борцом за
свободу. С другой стороны, награждают в основном психозы и слабости. При этом
демонстрируют управляемость, задабривают и расточают пустые угрозы. Ну что тут
поделаешь!? Человек тысячу раз убедился: с этими людьми быть собой – большой
риск. Тут БЫТЬ НОРМАЛЬНЫМ ОПАСНО. Он напряжен, подавлен, раздерган, навязчиво
пытается управлять, вынужден постоянно менять роли. Боец кнопочной войны,
манипулятор поневоле. Будущий слабак и страдалец. Жизнь, знаете ли, вовсе не
так управляема, как родители!
Истину
глаголем, братия: «НЕЛЬЗЯ БАЛОВАТЬ ДЕТЕЙ!». Нельзя! Детей надо уважать и
любить. Балуют - от страха. А нормальные отношения – это просто: «Я так хочу. А
ты?» Автор: Неизвестен
|