Даже те дети, которые кажутся довольно спокойными, весьма активны.
Ну а если у вас маленький торнадо или торпеда, которые не знают ни
минуты покоя? Беспрерывно ползают, бегают, что-то на себя роняют и от
чего-то увертываются... Напрашивается вывод – ребенок гиперактивный.
Причем каждой маме и папе кажется, что их карапуз самый-самый «гипер».
Ну нет с ним сладу!
Конечно же, не всем поставлен диагноз. Ошибочных суждений и мнений об
энергичных детках довольно много. Именно из-за этого в категорию
проблемных попадают шустрые непоседы. Их направляют на консультации к
неврологам и психологам, цепляют ярлык неумехи и пытаются лечить... С
другой стороны, ребят с СДВГ (синдром дефицита внимания с
гиперактивностью) нередко считают просто невоспитанными, им не помогают
вовремя, не корректируют нарушения, что еще больше усугубляет проблему.
Давайте узнаем всю правду о гиперактивности.
миф СДВГ есть у всех непосед
Нередко можно слышать споры родителей: «Мой сын гиперактивен!» – «Да вы
что?! Моя девочка фору даст кому угодно. Это же ураган в юбке!».
Действительно, большинство деток непоседливы. И это естественно. Иначе
они бы не успевали всему научиться, многое познать, выплеснуть
напряжение и порадовать маму с папой. Энергии у них предостаточно.
правда Неоправданный диагноз
Американские ученые Эдвард и Сандра Керби, изучающие
СДВГ, считают, что в их стране это нарушение диагностируется часто
безосновательно. К примеру, по одним данным, что детей с таким
синдромом насчитывается около 1%, а по другим – почти 5 миллионов.
В Украине этим вопросм заинтересовались намного позже. Получается, что
даже специалисты не всегда могут точно определить, где серьезное
нарушение, а где особенности характера. Поэтому так важно
консультироваться с несколькими неврологами и психологами, чтобы
избежать врачебной ошибки. Но уж точно, ни родители, ни учителя и
воспитатели не должны ставить подобные диагнозы. Хотя их наблюдения
необходимы специалисту, который будет разбираться в проблеме.
миф Крайне невоспитанные
«Он был бы у меня шелковым», – говорит дедушка,
наблюдая, как ваш живчик вертится за столом. «Да, – вторит бабушка, –
ребенка нужно воспитывать, а не потакать ему!» И вы, родители непоседы,
тушуетесь. Закрадывается мысль: «А если и вправду мы плохие мама и
папа, ведь никак не можем справиться с малышом! Он и на уроках сидеть
спокойно не желает, и учится нестабильно (хотя умничка!), и регулярно
попадает во всякого рода неприятности. И вообще, никакого уважения к
воспитателям и учителям!...»
правда Это серьезное нарушение
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью или без
нее (СДВГ и СДВ) – это эмоциональная исключительность, относящаяся к
категории малых мозговых дисфункций (ММД). Речь идет о пусть и не очень
глубоких, но выраженных нарушениях, которые требуют профессиональной
коррекции, а подчас и медикаментозного лечения. Обычные родительские
навыки воспитания малоэффективны. Так что и дедушка, и бабушка потерпят
фиаско, если не пересмотрят свое отношение к вопросу.
Малютке поставили диагноз СДВГ? Вам тоже нужна помощь психолога. Нет,
не для того, чтобы решать взрослые психологические проблемы (хотя и
такое возможно), а дабы узнать, как вести себя с ребенком: всегда
разговаривать спокойно, сдержанно, никогда не повышать голос,
обеспечивать четкий распорядок дня, ясно озвучивать правила, принятые в
вашем доме. Не забудьте, что крайне важен общий спокойный эмоциональный
фон.
миф Умственная отсталость –обязательный признак
Часто дети, страдающие СДВГ, плохо занимаются в школе.
Неспособность к обучению – серьезное обвинение, из которого
автоматически следует вывод: у ребенка низкий IQ либо задержка в
интеллектуальном развитии.
правда У детей с СДВГчасто высокий IQ
Проблемы с успеваемостью обусловлены особенностями
поведения детей с СДВГ, а никак не их умственными способностями. Такой
ребенок не в состоянии организовать работу, сосредоточиться на
длительное время, легко отвлекается, быстро утомляется и выключается из
процесса обучения. Удерживать внимание способен не более 5-15 минут.
Потом мозг отдыхает 3-7 минут. В этот период кроха не может
воспринимать любую информацию, не реагирует на команды, а просто
отдыхает, занимается своими делами (иногда под партой). Это негативно
сказывается на процессе обучения. Особенно если педагог не понимает,
что ученик ведет себя так не из-за вредности, а потому, что не умеет
по-другому.
Основная рекомендация для учителей – подстроиться под индивидуальный
ритм ученика. Понятно, что в условиях современной школы это трудно, но
иного пути нет: во время «мозговых пауз» малыш все равно ничего не
усвоит.
миф Главное – гиперактивность
Большинство родителей и учителей беспокоит именно
неадекватная, не поддающаяся какому бы то ни было контролю (и
самоконтролю) подвижность детей, которая выходит за пределы возрастных
норм. Считается, что именно она важнейший и обязательный признак
СДВГ.
правда Дефицит внимания – важный симптом!
Нарушение характеризуется прежде всего отсутствием
внимания. А вот гиперактивности может и не быть. Это нужно помнить
всегда: далеко не все дети с СДВГ демонстрируют броуновское движение на
отдельно взятом примере. Есть малыши спокойные и тихие, но им очень
трудно сосредоточиться. Из-за этого они исключительно быстро утомляются
умственно. Поэтому и «отсутствуют» на занятиях. Причем устают
настолько сильно, что уже ко второму уроку не в состоянии ничего
делать. Могут просто лечь на парту и играть, к примеру, машинкой.
Ребенок не успевает следить за тем, что говорит учитель, и нередко
выпадает из процесса до того, как мозг устал. Это усугубляет положение.
Как и то, что учителя относятся к таким детям лояльно: лишь бы не мешал
и сидел тихо. А подобные нарушения нельзя игнорировать. Без
консультации специалиста тут не обойтись!
миф Нужна усиленная нагрузка
Наблюдая за своим торнадо, вы удивляетесь: откуда у него столько
энергии? А на вопрос: «Что делать?» – тут же отвечаете: «Максимально
нагрузить физически!». И начинается: борьба, каратэ, футбол и
гимнастика. По такому же алгоритму делаются выводы насчет обучения.
Есть проблема с успеваемостью? Пожалуйста, дополнительные занятия с
учителем, репетиторы почти по всем предметам. Правда, результат, как
правило, не такой, как хотелось бы. Ребенок становится еще более
подвижным, раздражительным, неуправляемым и все чаще и быстрее
утомляется. Что не так?
правда Необходимо расслабляться
При больших нагрузках малыш быстрее устает и физически,
и умственно. Ему, наоборот, важно больше отдыхать в спокойной
обстановке. А учиться и заниматься спортом следует в индивидуальном
режиме. Это должны понимать и репетиторы, и тренеры.
Занятия, к примеру, английским или письмом по принципу «10 минут
работаем – 5 играем» наиболее эффективны. Особенно если перед
дополнительным уроком ученик часок отдохнет.
Со спортивными секциями, в основе которых строгая дисциплина, четкий
регламент и командные действия, следует по-временить. Лучше погонять
мяч во дворе с мальчишками или попрыгать с мамой на батуте за несколько
часов до сна.
И еще: дарите крохе как можно больше вашего внимания, тогда дефицит его собственного уменьшится.
Чем занять КРОХУ?
1 Умеренные физические нагрузки. Желательны индивидуальные занятия с тренером.
2 Прогулки на свежем воздухе. Кислород – лекарство для малыша.
3 Ручная работа. Главное – быстрый результат. Аппликация из клочков бумаги или колобок из глины. Это расслабляет и помогает сосредоточиться.
4 Рисование. Не ставьте глобальных задач: пусть ребенок на бумаге выражает эмоции.
5 Плавание. Запишитесь в секцию для малютки. Вода оздоравливает, а нагрузка минимальная.
Оксана Шевченко
Источник: http://www.goodparents.com.ua
|