Когда
малыш впервые поворачивает голову на звук телевизионной рекламы или
застывает у плеча папы, сидящего за компьютером, начинается его
знакомство с виртуальным миром. Не оставляйте ребенка в нем одного.
Чтобы не заблудиться, юному исследователю нужен надежный проводник.
Ученые
подсчитали: в среднем в активе современного шестилетнего ребенка –
около 5 тысяч часов, проведенных у экрана. Сейчас уже невозможно
представить себе малыша, не знакомого с телевизором или компьютером.
Исключить такое общение вам вряд ли удастся. Да в этом и нет
необходимости. Ведь и тот, и другой – это средства передачи информации.
Принесет она пользу или вред, зависит от родителей. Сделайте так, чтобы
подобные посиделки не стали самым главным занятием ребенка. Секреты телепузиков
Знакомство
малышей с телевизором происходит уже на первом году жизни. Поначалу их
привлекает не сюжетная интрига и даже не мультфильмы с забавными
зверюшками. Малыши обожают… рекламу! Они ведь воспринимают телепередачи
иначе, чем мы. До первого года их интерес вызывают прежде всего яркие
образы, динамично сменяющие друг друга. Именно поэтому кроха с
интересом «следит» за всеми новинками бытовой техники и косметики.
В
два-три года ребенку уже знакомы многие персонажи мультфильмов. Он
наблюдает за действиями героев, но пока еще не понимает их мотивов.
Карапузу намного легче во всем этом разобраться, если мама или папа
комментирует происходящее на экране.
Деток
не стоит оставлять с телевизором наедине: нельзя предугадать, как кроха
интерпретирует то, что увидит. Порой безобидный мультик способен
вызвать неожиданные эмоции (напугать или расстроить). Двухлетний малыш
не осознает разницы между изображением в телевизоре и реальной жизнью.
Программа новостей – не для него. Ни в коем случае не включайте при
ребенке передачи, в которых могут встречаться сцены катастроф или
насилия. Он не в состоянии справиться с подобной информацией. Даже то,
что малыш увидит мельком, может отложиться в памяти, спровоцировать
нервные расстройства.
Четырехлетние
ребятишки уже понимают: все, что они видят по телевизору, – вымышленный
мир. Но от этого он не становится менее привлекательным. Наоборот, так
и хочется погрузиться в него с головой! Дети с удовольствием примеряют
роли любимых персонажей. Важно, чтобы тот, кого выберет ребенок, был
действительно достоин подражания.
Инструкция для пользователей
Компьютер
дает ребенку возможность влиять на ход событий. Обычно знакомство с ним
происходит еще до школы. Все, что вы можете сделать в этой ситуации, –
установить свои правила игры.
Объясните
сыну (дочери), что компьютер можно (и нужно) использовать как источник
информации. Для этого вместе с карапузом поищите в Интернете любопытные
публикации на темы, которые его занимают. Например, о далеких
путешествиях или динозаврах.
В
коллекции малыша обязательно должны быть развивающие игры. Тогда с
помощью компьютера ребенок сможет тренировать логическое мышление,
память, учить иностранный язык, математику или географию. Некоторые из
развлекательных игр тоже могут приносить пользу. Например, ролевые,
построенные на стратегии, развивают системное мышление, головоломки –
логику.
Психологи
уверены: игры, в которых присутствуют страшные образы, очень вредны для
нервной системы малыша. Любимые мальчишками «стрелялки» умаляют в
детском восприятии ценность жизни. В какой-то степени ребенок может
переносить принципы игры в повседневность. Таким ребятам иногда бывает
сложно понять, что в настоящем мире последствия наших поступков
неизбежны. И мы, к сожалению, далеко не всегда можем вернуться на
предыдущий «уровень», чтобы исправить ситуацию.
Внимание: проблема
В
возрасте до 6 лет дети отличаются наиболее высокой способностью
воспринимать информацию. В первый класс ребенок идет уже
сформировавшейся личностью. Поэтому в дошкольный период малышу
необходимы подходящие условия для становления его внутреннего мира.
Чем
шире круг интересов ребенка, тем более гармонично он развивается. Если
все увлечения вашего малыша постепенно свелись к телевизору или
компьютеру, стоит задуматься.
Ребенку, сидящему у экрана, отводится роль пассивного наблюдателя.Это один из главных недостатков телевидения.
Подобные развлечения не развивают фантазию.Читая книгу, слушая сказку, малыш создает в воображении зрительные образы, здесь – получает готовыми.
У деток младшего возраста телевизор может затормозить развитие речи.Ведь малыш, который учится говорить, испытывает постоянную потребность в диалоге. А мультфильмы ее не удовлетворяют.
Ребенок, слишком много времени проводящий у телеэкрана или за компьютерной игрой, становится рассеянным.Ему
сложно сконцентрироваться на одном предмете или занятии. Нередко у
таких детей возникают проблемы в группах дошкольной подготовки.
Чем больше часов юный зритель проводит в вымышленном мире, тем сложнее складываются его отношения с реальностью.В
результате малыш начинает чувствовать себя беспомощным, когда
приходится общаться и решать конфликтные ситуации со сверстниками.
Взгляд со стороны
У
детей, как и у взрослых, зависимость от виртуального мира иногда
развивается постепенно и незаметно. В какой-то момент вы вдруг
обнаруживаете, что малыш отвлекается от компьютера только для того,
чтобы не пропустить очередной мультсериал.
Как
ни грустно это сознавать, главный секрет такого поведения кроется в
родителях. Ведь пока ребенок погружен в мир черепашек-ниндзя и
человека-паука, у взрослых есть возможность спокойно провести время:
справиться с накопившейся работой, позвонить друзьям или почитать в
тишине газету.
То есть привычка формируется не только у малыша. Избавляться от нее нужно в первую очередь нам самим.
Найдем выход!
Уход
в вымышленный мир – признак психологического неблагополучия. Ребенок
пытается компенсировать то, чего ему не достает в реальной жизни:
внимания со стороны мамы и папы, общения с друзьями, волнующих событий.
· Проанализируйте,
не слишком ли часто вы сами «сбегаете» в виртуальный мир. Ведь если
папа, придя с работы, весь вечер посвящает сражениям с компьютерными
монстрами, а мама не пропускает ни одного сериала, вряд ли стоит ждать
чего-то другого от малыша.
· Постарайтесь
быть в курсе! Если каждый фильм и игру вы будете выбирать вместе со
своим ребенком, то сможете убедиться, что они действительно хороши для
него. Затем «проходите» и смотрите новинки с карапузом. Это самый
лучший способ завоевать его авторитет!
· Сколько времени малыш может провести у экрана, решаете вы, а не он.
Обратите
внимание: пятилетним ребятишкам можно смотреть телевизор не больше часа
(лучше с перерывом), а сидеть за компьютером – до 40 минут в день (тоже
не забывая делать маленькие переменки).
Ваша
задача – не настоять на своем, а достичь двустороннего соглашения.
Возможно, ребенку будет проще, если вы заведете будильник на
определенное время и поставите его перед малышом. Заранее договоритесь:
«Как только раздастся сигнал, мы выключаем». Однако это правило не
стоит соблюдать жестко. В том случае, если ребенок смотрит мультфильм
по телевизору или не может «сохраниться» в игре, будет справедливо
позволить ему завершить начатое.
· Не
увлекайтесь критикой. Излишняя требовательность держит малыша в
постоянном напряжении. Кроме того, она очень плохо сказывается на его
самооценке. Поэтому не удивительно, что в виртуальном пространстве, где
ребенка никто не оценивает, он чувствует себя гораздо уютней.
· Будьте
искренни в общении друг с другом. Независимо от того, радуетесь вы или
грустите. Делитесь мыслями и эмоциями с ребенком, а он пусть делится с
вами своими. Затерявшемуся в компьютерном или киношном мире малышу
очень важно почувствовать разницу между «умными» машинами и настоящими
собеседниками.
· Подсчитайте
при случае, сколько раз в день вы произносите слово «нет». И неужели
всегда обоснованно? Старайтесь поменьше ограничивать карапуза. Тогда
ему не понадобится сбегать от вас в мир без запретов.
· Будьте
активны! Ведь одна из главных проблем техно-детей – недостаток
движения. Это особенно опасно для ребят с лишним весом. Каждые выходные
отправляйтесь по какому-нибудь интересному маршруту. Выбирая его,
учитывайте пожелания ребенка. А по вечерам (хотя бы на полчасика!)
выходите с маленьким домоседом подышать свежим воздухом.
Есть альтернатива!
Многие
компьютерные игры развивают логическое мышление. Если малыш
предпочитает именно их – замечательно. Не забывайте хвалить его за
каждую удачную партию.
Чтобы
ребенок не проводил у монитора слишком много времени, обратите его
внимание на старые добрые шашки, шахматы, лото. Они обязательно
заинтересуют малыша. Тем более что у папы или мамы выигрывать гораздо
интереснее, чем у компьютера. http://www.goodparents.com.ua
|